Наш телефон
блок
блок
Новости
10.08.17

Общество осуществляет вывоз приобретенных нефтепродуктов автотранспортом через производственно-диспетчерскую станцию «Красный Бор» ОАО "АК "Транснефтепродукт"

07.08.17

В продолжение статьи «Рынок топлива / Бензин не идет в ногу с инфляцией / energo-news.ru» мы предлагаем для сравнения анализ рынка топлива на август 2016 и 2017 годов

Опрос
Заголовок вопроса. Например: Нужен ли он-лайн консультант на сайте?
Да, однозначно нужен.
Было-бы не плохо.
Нет, не нужен.

Новости

« Назад

17.07.2015 06:48

Биржевая торговля сделала цивилизованным рынок нефтепродуктов

ФАС от 16 июля 2015 08:59

 

15 июля 2015 года в г. Санкт-Петербург состоялся семинар, посвященный вопросам биржевой торговли нефтепродуктами. Позицию Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) представил начальник Управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС России Дмитрий Махонин.

Он рассказал о работе ФАС России, проводимой с нефтяными компаниями на еженедельных совещаниях, где обсуждается текущая ситуация на российском рынке нефтепродуктов. «Мы выдали нефтяным компаниям рекомендации и сейчас наблюдаем, как они им следуют. На данный момент установлены факты увеличения экспорта и сокращение отгрузок мелкооптовых партий бензина. Эти обстоятельства привели к дисбалансу спроса и предложения на биржевой площадке», - отметил Дмитрий Махонин.

Кроме того, представитель антимонопольной службы анонсировал, что 13 июля в режиме торгов была запущена дополнительная сессия, в ходе которой нефтяные компании могут производить закупки в рамках 223-ФЗ. По словам Дмитрия Махонина, это позволит устранить пробелы и совершенствовать биржевую торговлю нефтепродуктов.

В завершение доклада представитель ФАС России ответил на вопросы участников семинара.

Материал изменен: 16 июля 2015 10:10

 

Эксперты назвали причины роста биржевых цен

Аи92 от 16.07.15

 

Руководитель Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин направил письма в антимонопольные ведомства РФ с просьбой проверить обоснованность резкого роста биржевых цен на бензин на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ), а также оптовых и мелкооптовых цен.
Подорожали в первую очередь высокооктановые бензины – марок Премиум-95 и Регуляр-92. По состоянию на 01 июля 2015 года согласно ежедневным значениям Владимирских индексов СПбМТСБ, рост биржевых цен составил за первое полугодие по бензину Бензин Премиум-95 – 23%, по бензину Регуляр-92 – 28,7%, по дизельному топливу летних сортов – 19,3%.

По словам вице-президента СПбМТСБ Михаила Темниченко, в мае сложилось несколько факторов, которые повлияли на динамику котировок. Во-первых, в мае изменилось предложение нефтепродуктов со стороны основных производителей, на биржу стали выставлять меньше объемов в физическом измерении. Во-вторых, начался высокий сезон, а спром традиционно повышается с мая. Потом возникла ситуация, когда часть покупателей, которые ранее закупались мелким оптом напрямую с нефтебаз, были вынуждены выйти на биржевой рынок, потому что начались ограничения отгрузок с нефтебаз. В итоге получился диспаритет в биржевом сегменте. «Поскольку торги идут в динамике, как только покупатели начали выбирать весь продукт, выставляемый на бирже, на конец торговый сессии начал оставаться неудовлетворенный спрос, это стало психологически давить на рынок и котировки поползли вверх», - отметил Михаил Темниченко вчера на встрече с журналистами.

Начальник управления контроля ТЭК ФАС России Дмитрий Махонин согласился с тем, что на рост цен повлиял сезонный фактор. Он также отметил, что в этом году все ошиблись с прогнозом спроса на бензин: внешний туризм сократился, но внутренний увеличился, поэтому спрос в связи с кризисом не упал.

Кроме того, Дмитрий Махонин отметил, что в росте цены есть объективные, а есть субъективные причины: «Проблема не столько в политике компании по сокращению отгрузки, сколько в субъективном подходе некоторых должностных лиц компании, которые как опытные участники рынка, понимая момент, начинают узурпировать свои полномочия и работать себе в карман. Мы намерены разбираться с подобными ситуациями». 

По словам Дмитрия Махонина вся ситуация с ростом цен и дефицитом на рынке бензина заканчивается в октябре, поэтому сейчас надо задать вектор того, что происходит. «Мы провели встречи с нефтяными компаниями, у каждой есть проблемные точки, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Сейчас мы находимся в стадии наблюдения за тем, как будут исполняться рекомендации ФАС. Они направлены на максимальное удовлетворение спроса и максимальное увеличение предложения на рынке бензинов, что является самой эффективной мерой для того, чтобы решить вопрос диспаритета цен в розничном, крупно-оптовом и мелкоо-оптовым сегментах. Важно знать, как происходит отгрузка с нефтебаз. Поэтому нам будет полезно получать любые сигналы, связанные с проблемой отгрузки в мелком опте», - подчеркнул Дмитрий Махонин. 

 

ФАС возбудила дела против "Роснефти" и "Газпром нефти" из-за внебиржевых сделок

Dp.ru от 16.07.15

 

ФАС возбудила административные дела против НК "Роснефть", ОАО "Газпром нефть" и компании "Газпром газэнергосеть" из-за отказа регистрации внебиржевых сделок за период с 1 по 31 января 2015 года. 

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дела против "Роснефти", "Газпром нефти" и "дочки" "Газпрома" — "Газпром газэнергосети", следует из материалов ведомства. Всего было возбуждено порядка 20 административных дел в отношении компаний, занимающихся добычей и переработкой нефти.

Утверждается, что компании не предоставляли информацию о внебиржевых сделках по продаже нефтепродуктов на Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу с 1 по 31 января 2015 года. Представитель ФАС постановил провести по делу административное расследование, получив для этого объяснения по факту допущенного нарушения.

Как сообщалось ранее, компании, добывающие 1 млн т нефти и производящие 100 тыс. т нефтепродуктов, должны регистрировать внебиржевые сделки и предоставлять соответствующую информацию на биржевую площадку.

 

Минимальный объем реализации топлива на бирже может быть увеличен в сезон высокого спроса

Аи92 от 16.07.15

 

Минимальный объем реализации топлива на бирже может быть увеличен в сезон высокого спроса на автомобильные бензины, т.е. летом, сообщил начальник управления контроля ТЭК ФАС России Дмитрий Махонин.

Напомним, согласно совместному приказу ФАС и Минэнерго, нефтяные компании должны продавать на биржевых площадках не менее 10% от объема поставляемых на внутренний рынок нефтепродуктов. На практике через биржу реализуется до 18% нефтепродуктов в низкий сезон и до 14% в высокий сезон. По словам Дмитрия Махонина, не исключен ввод в летний период гибкой шкалы процента и увеличение объемов реализации на бирже с 10% на установленную величину.

 

ФАС будет следить за рекомендациями, выданными ВИНК до конца первой недели августа

Аи92 от 16.07.15

 

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России по результатам проверок зафиксировала сокращение отгрузки нефтепродуктов мелким оптом независимым участникам рынка. Так, проверялись все нефтяные компании, которые оказывают влияние на рынок: Роснефть, Лукойл, Газпромнефть, Башнефть, Сургутнефтегаз, Танеко, Татнефть и ряд других производителей. Однако никаких антимонопольных дел заводить пока не будет.

«Мы в рамках своих бесед с компаниями рекомендовали восстановить все необходимые объемы реализации. Но не на бумаге, а отгрузки должны подтверждаться реальными фактами. Реакцию компаний будем проверять не по их объяснениям, а по информации от независимых участников рынка», - сообщил журналистам начальник управления контроля ТЭК ФАС России Дмитрий Махонин. – «Мы понимаем, то сейчас главное - это прохождение летнего периода, топливо-обеспечение и увеличение предложения на рынке. Мы не исключаем возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, если наши рекомендации не будут исполнены, и компании и дальше будут проводить политику сужения предложение на рынке. Это никак не устроит ФАС. Ключевая точка  - первая неделя августа». 

Сейчас в ФАС отмечают, что биржевые котировки за  последние пять торговых сессий имеют признаки стабилизации. Цены имеют тренд на снижение. «Вчера прайсы Роснефти - НПЗ Рязани, Ярославля, Самарской группы скорректированы в сторону снижения. Это означает, что снижается давление на увеличение цены в рознице. Это снижение хоть как-то может способствовать сбалансированности ситуации. Бензин по сравнению с другими товарами широкого потребления вырос наименьшим образом – не на 10% инфляции, а на 2,5%», - отметил Дмитрий Махонин.

 

Дефицит нефтепродуктов в 2016 году может составить 2-2,5 млн тонн

Аи92 от 16.07.15

 

Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) направила на имя заместителя Председателя Правительства РФ Аркадия Дворковича обращение с просьбой отодвинуть запрет оборота топлива 4 класса на год, поскольку последствия налогового маневра не позволяют в установленные сроки завершить модернизацию НПЗ. Об этом «Аи 92» сообщил начальник управления контроля ТЭК ФАС России Дмитрий Махонин.

По его словам, если оборот топлива 4-го класса все же будет запрещен с 2016 года, то в стране может возникнуть дефицит топлива 5-го класса на уровне 2-2,5 млн тонн нефтепродуктов в год. По данным Центрального диспетчерского управления ТЭК (ЦДУ ТЭК), производство автобензинов в РФ в 2014 году составило 38,294 млн тонн.  
Согласно действующему техрегламенту с 1 января 2016 года на заправках можно будет купить только топливо 5 экологического класса. Постепенный переход на более экологическое топливо началось с 1 января 2011 года, когда был введен запрет на оборот бензина Аи-95 класса ниже 3-го. С сентября 2011 года вступил в силу запрет на оборот бензина класса ниже 3-го по марке бензина Аи-92. Переход на бензины и дизельное топливо 4-го класса произошел в 2014 году. Вместе с тем проблема перехода на 5-ый класс обозначается в рамках Таможенного союза, поскольку обязательства РФ должны исполняться паритетно с другими участниками союза, а известно, что Казахстан продлил оборот 2-го класса, от использования которого Россия отказалась пять лет назад. 

По словам Дмитрия Махонина, угроза недопоставок бензинов 5 класса может решаться присадками. Но это не совсем экономически эффективно, т.к. их недостаточно производится и они импортируются, что, в свою очередь, является дополнительной нагрузкой на литр бензина. Поэтому в ФАС все-таки надеются, что оборот бензинов 4-го класса будет продлен. Вопрос будет обсуждаться 23 июля на совещании по развитию биржевой торговли в Правительстве РФ.

 

ФАС попросит у правительства годовую отсрочку для перехода на бензин пятого класса

Dp.ru от 16.07.15

 

ФАС просит правительство отложить переход на Евро-5 на 2017 год. Не все российские НПЗ готовы к новым требованиям. Дефицит топлива неминуемо вызовет рост цен. Кроме того, антимонопольщики в очередной раз намерены законодательно обязать НПЗ не просто отчитываться о предстоящих ремонтах, но и строго соблюдать их графики. 

Антимонопольное ведомство обратится в правительство с просьбой об отсрочке перехода на Евро-5 до 23 июля, сообщил журналистам в Петербурге начальник Управления контроля ТЭК ФАС России Дмитрий Махонин. На этот день в кабмине намечено заседание комиссии по ТЭК. Представители регулятора, Нефтяного клуба Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи накануне рассказали журналистам о проблемах регулирования рынка.

По словам Дмитрия Махонина, существует риск, что рынок в следующем году может недополучить 2-2,5 млн т бензина пятого экологического класса, поскольку "он останется в четвертом". Дефицит бензина Евро-5 ожидаемо приведет к росту цен. Производители говорят, что могут повысить качество присадками, однако и тут может возникнуть нехватка, в результате чего основной российский поставщик присадок "Сибур" вполне логично повысит цены, говорит чиновник. К тому же, существенная часть присадок импортируется, что тоже отразится на цене.

"Модернизация идет, но неравномерно, с задержками, например, "ЛУКОЙЛ" уже делает только пятый класс, но только на "ЛУКОЙЛ" ориентироваться мы не можем", — говорит Дмитрий Махонин. "ЛУКОЙЛ" потратил на модернизацию заводов $6 млрд, говорил в апреле глава компании Вагит Аликперов. После завершения модернизации в этом году у компании, по его словам, будут самые современные заводы в России. На сегодняшний день компании принадлежат четыре крупных и два небольших НПЗ в России, еще несколько — за границей.

Основными инициаторами переноса станут государственные нефтяные компании, объяснив это низкими ценами на нефть и западными санкциями, предсказывает аналитик по нефти и газу Rye, Man & Gor Securities Сергей Пигарев. Наименее подготовлены к новым требованиям сейчас заводы "Роснефти", она, вероятно, и пойдет на поклон в первых рядах, говорит эксперт. Фактор цен и санкций и правда оказал влияние, но частные компании типа "ЛУКОЙЛа" и еще недавно частной "Башнефти" к переходу на Евро-5 готовы лучше. В частных компаниях, как правило, эффективнее построено управление, а госгокомпании привыкли к тому же рассчитывать на свои лоббистские возможности.

Однако о корректировке сроков по модернизации еще недавно говорили буквально все компании, сообщала в начале апреля ФАС. С письмом к ведомству тогда обратились почему-то "ЛУКОЙЛ", а также "Газпром нефть" и "ТАИФ". Четырехсторонние соглашения по модернизации НПЗ в 2011 году подписывали 12 вертикально интегрированных нефтяных компаний, ФАС, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Документ уже тогда сдвинул вступление топливного регламента в силу. Иначе на Евро-5 НПЗ должны были бы перейти уже в этом году.

Кроме цен на нефть, стимул переходить на новый экологический класс топлива снизил и налоговый маневр, сокративший разницу в акцизах, говорит аналитик по нефтегазовому сектору Альфа-Банка Александр Корнилов. Маневр, запущенный в этом году, заключается в поэтапном снижении пошлин на экспорт и акцизов и одновременном увеличении налога на добычу полезных ископаемых за 3 года. Те компании, которые успели инвестировать в модернизацию раньше, например "ЛУКОЙЛ" или "Башнефть", уже готовы переходить на пятый класс топлива, но для многих компаний перспектива окупаемости этих проектов сейчас серьезно ухудшилась.

Очередной перенос сроков более чем оправдан ухудшившейся ситуацией на рынке, солидарен аналитик ИК "Энергокапитал" Илья Березин. Даже в более тучные времена многие игроки не хотели серьезно вкладываться в модернизацию и сознательно затягивали сроки. Переработка нефти в РФ для многих ВИНК, которые в основном гонят ее на экспорт, — не приоритетное направление, правительство же постоянно требует повышения качества бензинов.

К тому же переход на Евро-5 выглядит неоправданным и из-за простого доступа к дешевому бензину из входящего в Таможенный союз Казахстана. Здесь до сих пор доступен второй класс топлива. Повлиять на дружественное государство ФАС РФ никак не может, да и вопрос этот скорее политический. Казахская задержка в развитии объясняется еще большей непривлекательностью инвестиций в модернизацию НПЗ, чем в России: нефтяники не спешат вкладываться в развитие, поскольку цены на рынке все равно регулирует государство. В итоге ВИНКи потеряют еще больше денег.  

Ремонт без графика

Влияние на топливные цены в России постоянно оказывает отсутствие согласованной политики российских НПЗ, говорят в ФАС. Речь идет о несоблюдении графиков по ремонтам. Минэнерго не дает четкой информации по этому поводу, солидарен президент НП "Нефтяной клуб Санкт-Петербурга" Олег Ашихмин. График нужно согласовывать на уровне министерства, а обязанность его соблюдения прописать в законодательстве, настаивает ФАС. "Сейчас предприятие, например, может взять и задержать ремонт на 2-3 недели, и, если оно находится в центральном регионе, это существенный фактор, влияющий на цены, — говорит Дмитрий Махонин. — Нехватка в 20-30 тыс. т вроде бы и не слишком существенна, но рынок очень разбалансирован".

Если поднять архивы, выясняется, что СМИ пишут об этой проблеме столько же лет, сколько в высокий летний сезон возникает дефицит топлива. ФАС говорил о необходимости жесткого соблюдения графика еще в 2001 году. Почему вопрос не решается на законодательном уровне, не знают даже профильные аналитики. Летом ремонтироваться действительно удобнее — большую часть сотрудников можно отправить в отпуск, важен и погодный фактор, говорит Сергей Пигарев. При этом НПЗ в Европе и США стабильно уходят на плановые ремонты весной, перед высоким сезоном. "И это не единственный процесс, который в развитых странах происходит как положено, а у нас — как попало", — говорит аналитик.

Ситуация на рынке переработки разительно изменилась по сравнению с прошлым годом, говорит Александр Корнилов. Налоговый маневр заметно ударил по марже, которая была на грани нуля, а в ряде случаев уходила в минус у многих НПЗ в I квартале. Ситуация дополнительно усугубилась отставанием внутренних цен на нефтепродукты от экспортных нетбэков (netback, цена на мировом рынке за вычетом экспортной пошлины и стоимости транспортировки от НПЗ до получателя). Поэтому, говорит аналитик, многие, особенно частные нефтяные компании, отреагировали сокращением объемов переработки в первом полугодии, чтобы сократить негативный эффект на прибыль.

Графики ремонтов и профилактических остановок и так согласовываются с Минэнерго, говорит Илья Березин. Если и можно максимально сгладить для рынка провалы в поставках, то это все равно не станет панацеей от сезонных колебаний цен. Эффективность инициативы стоит под большим вопросом, возможно поэтому и ее реализацию сильно затягивают, говорит он. Провалы в поставках в отдельных регионах часто связаны с разовыми факторами (аварии и внезапные остановки) и спецификой рынка (особенности налогообложения сырья и нефтепродуктов, олигопольный рынок. "Если и вносить изменения в законы, то эффективнее было бы скорее отменить налоговый маневр, чем рассуждать о плане ремонтов," — говорит аналитик.

Переработка наименее развита в сибирских регионах и далее на восток. Два не самых передовых завода расположены на Дальнем Востоке, дальше идут Ангарский и Омский, объясняет Дмитрий Махонин. Когда последний встает на ремонт, начинаются сложности. В качестве одной из мер решения проблемы ФАС предлагает на лето увеличивать объемы биржевых торгов нефтепродуктами, чтобы АЗС на местах были меньше подвержены прекращениям поставок с местных НПЗ. На сегодняшний день на бирже торгуются около 18% производимого в стране топлива, говорят представители топливной биржи.

Пока летний дефицит топлива, даже несмотря на серьезное сокращение объемов производства, не предвидится, говорит Александр Корнилов. Причин несколько: на рынке пока есть значительные запасы топлива, к тому же компании повышают выход светлых нефтепродуктов на фоне модернизации НПЗ и повышения глубины переработки. "Далее ситуация будет определяться ценовой конъюнктурой — отстающие внутренние цены традиционно догонят нетбэки, что повысит привлекательность переработки для нефтяников. Это ожидается во втором полугодии, которое не будет таким провальным для переработчиков", — говорит аналитик.

Цены бегут впереди рынка

Главная проблема в Северо-Западном регионе — диспаритет цены и предложения, говорит Олег Ашихмин, товар есть, но он дорогой. Накануне НП "Нефтяной клуб" отправил письма в региональные представительства ФАС, в которых просят выяснить, обоснован ли рост биржевых цен на Петербургской товарно-сырьевой бирже. Минэнерго раз в неделю сообщает, что ситуация с топливообеспечением страны стабильна, запасы в большинстве регионов превышают нормативный показатель в 10 суток, но биржевые индексы свидетельствуют об обратном, говорится в письме на имя руководителя петербургского УФАС Вадима Владимирова с копией Игорю Артемьеву.

Например, с 1 мая по 6 июля оптовые, биржевые и мелкооптовые цены на 95-й бензин выросли на 17%, 22% и 13%, ссылается он на данные Thomson Reuters KORTES по СЗФО. Однако в рознице цены выросли всего на 0,1%.

Цены вверх толкают ВИНКи, считает он. В итоге с рынка уйдут независимые игроки, прогнозирует Олег Ашихмин, поскольку работа станет совсем невыгодной. 5 лет назад около 60% рынка делили независимые игроки, сейчас на долю независимой розницы приходится 45%, приводит он данные для сравнения. О сокращении количества независимых игроков говорят и в ФАС. Не так давно свою сеть АЗС за счет скупки мелких участников нарастила "Башнефть", такая же история с "Татнефтью".

Нефтяные компании умело манипулируют рынком, демонстрируя правильные показатели перед заседанием биржевого комитета с участием ФАС, которые проходят каждую среду, и заседаниями штаба Минэнерго по четвергам, говорит Олег Ашихмин в своем обращении. "Цены на бирже разгоняются в четверг-пятницу, а в понедельник-вторник идет спад и, соответственно, формируется благоприятная статистика к очередным еженедельным заседаниям ведомств". К тому же общественности демонстрируют цены в начале и конце года, корые совпадают с прогнозами по инфляции, о 30-процентных колебаниях в течение года никто не говорит, пишет он.  

Рост цен в оптовых сегментах рынка сейчас главный вопрос на повестке ФАС, говорит Дмитрий Махонин. "Мы проводим встречи с независимыми участниками рынка АЗС, уже встречались с москвичами, обсуждаем вопрос с представителями Северо-Запада, через неделю проведем встречи в Новосибирске. Будем выяснять, что происходит с поставками", — говорит он. Сокращение отгрузок в мелком опте — еще одно следствие снижения доли независимых игроков. Несущественно, но все же снизил отгрузки "ЛУКОЙЛ".

Компании, по его словам, отчитываются, что у них все нормально, однако мелкооптовые покупатели констатируют сокращение предложения со стороны нефтебаз. В ФАС ждут от них сигналов. Дмитрий Махонин подчеркнул, что дело не столько в политике производителей, сколько в действиях их должностных лиц на местах. "Понимая проблемы рынка, они начинают работать на собственный карман, а не в его интересах, главные офисы компаний заинтересованы разбираться в подобных случаях вместе с нами", — отметил он.

Возбуждать дела в ведомстве не спешат, предпочитая ограничиваться рекомендациями увеличить объемы производства. Многие прислушиваются. В июле, надеются в ФАС, на 200 тыс. т больше топлива должны переработать заводы "Башнефти", компания уже сократила экспорт до нуля, говорят в ФАС. Еще порядка 2 тыс. т в день вскоре даст запуск новой установки на заводе "ЛУКОЙЛа" в Нижнем Новгороде.

 

 

Нефтяники пообещали ФАС продавать больше бензина независимым трейдерам

В мае – июне снижение поставок участникам рынка спровоцировало подорожание бензина

16.07.2015 Ведомости

Алина Фадеева

 

Во время предварительных переговоров нефтяники обещали увеличить поставки независимым нефтетрейдерам

Е. Кузьмина / Ведомости

ФАС может возбудить дела в отношении вертикально-интегрированных нефтяных компаний, если они не исполнят рекомендации службы и не увеличат отгрузку бензина мелкооптовыми партиями независимым нефтетрейдерам, рассказал вчера начальник управления ТЭКа ФАС Дмитрий Махонин (все цитаты по «Интерфаксу»). Решение может быть принято в течение первой недели августа, отметил он. В случае неисполнения рекомендаций компаниям грозят антимонопольные расследования и оборотные штрафы, пояснил «Ведомостям» Махонин.

По данным Thomson Reuters Kortes, биржевые цены на бензин «Регуляр 92» в апреле снизились на 1,1%, а в мае выросли на 6,5%, в июне – на 16,2% (см. график). Скачок цен в мае – июне стал причиной для проведения антимонопольного расследования, рассказал чиновник. ФАС обнаружила, что компании снизили предложение топлива, уменьшив поставки независимым нефтетрейдерам с начала года на 150 000 т. «Это небольшая величина с точки зрения объемов производства. Но мелкий опт – это конкретные регионы. Любая тысяча тонн [отсутствующая] на нефтебазе – трудный момент, который направляет независимого участника на биржу», – объяснил Махонин (цитата по «Интерфаксу»). ФАС проверяла как всех крупных игроков – «Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть», «Башнефть», – так и заметных региональных: «Сургутнефтегаз», «Танеко», «Татнефть», «Фортеинвест», владеющего Орским НПЗ, уточнил чиновник. «Самый главный аутсайдер», по его словам, – «Башнефть», которая снизила поставки на 50 000 т, потому что ей необходимо топливо для увеличившейся сети АЗС. Поставки снизила «Татнефть», которая также покупала заправки: завод «Танеко», на который рассчитывала компания, не успел увеличить производство, и «Татнефть» скупала все, «что не приколочено к бирже, разгоняя ценовые индикаторы». Снижение отгрузок есть и у «Лукойла», у остальных оно несущественно.

 

Представитель «Роснефти» отказался от комментариев, его коллега из «Газпром нефти» сообщил, что с начала 2015 г. компания не снижала поставки нефтепродуктов независимым АЗС. Представители «Лукойла» и «Башнефти» не ответили на запросы.

Цены на бензин растут каждое лето. Аномальный рост был в 2013 г. из-за увеличения экспорта, в 2014 г. произошел пожар Ачинского НПЗ, но в 2015 г. очевидных причин и нештатных ситуаций не было, говорит директор по развитию бизнеса агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. Одна из причин – недопоставки независимым участникам рынка, которые привели к ажиотажному спросу на бирже, согласен Турукалов с заключением службы. К тому же некоторые компании в первом полугодии снизили переработку нефти, а «Башнефть» вдобавок увеличила экспорт, объясняет эксперт.

Во время предварительных переговоров нефтяники обещали увеличить поставки независимым нефтетрейдерам, рассказывает Махонин. Биржевые цены уже стабилизируются: с 7 июля Владимирский индекс (отражает цены на НПЗ в центральной части России) упал на 2,7%, следует из данных Санкт-Петербургской биржи.

График ремонта НПЗ может быть закреплен законом

Аи92 от 16.07.15

 

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России выступает с инициативой, чтобы график вывода ремонта НПЗ был закреплен в нормативно-правовых актах. Об этом вчера на встрече с журналистами сообщил начальник управления контроля ТЭК ФАС России Дмитрий Махонин.

Сейчас график ремонтов НПЗ отсутствует в свободном доступе и распространяется только ЦДУ ТЭК по платной подписке за высокую стоимость. Поэтому участники рынка не обладают исчерпывающей информацией о запасах, экспорте и сроках плановых ремонтов на НПЗ. Данный факт провоцирует различные спекуляции на тему возможного дефицита нефтепродуктов, что дестабилизирует рынок и грозит необоснованным ростом цен. Когда заводы останавливаются на ремонт, для части оптовых и мелкооптовых покупателей бензина, не аффилированных с крупными нефтяными компаниями, это становится сюрпризом, они начинают лихорадочно скупать топливо, а продавцы поднимают цену.

Проблемы всегда стоят более остро в сибирских регионах. Топливные кризисы в стране начинаются оттуда, потому что нефтепереработка там наименее развита. На Дальнем Востоке два завода – Комсомольский завод Роснефти и завод независимой нефтяной компании в Хабаровске, дальше идет в сторону запада Ангарский, Ачинский заводы Роснефти и Омский завод. Когда Омский завод уходит в ремонт, оттуда все проблемы и начинаются. 

По словам Дмитрия Махонина опыт прошлого года показал, что одной из причин возникновения дисбаланса спроса и предложения является задержка с выводом некоторых НПЗ из ремонта. Предприятие выходит на две-три недели позже, чем запланировано. «Предприятие находится в центральной части России, а это самый крупный потребитель, соответственно начинается метание по рынку, и те 30-40 тысяч тонн нефтепродуктов недостает. Сейчас у нас в стране потребление автомобильных бензинов составляет порядка 37 млн тонн. Вроде бы несущественная величина, но в определенные периоды даже несколько тысяч тонн является важным, т.к. рынок у нас очень сбалансированный. Эти нюансы должны закрепляться в нормативно-правовых актах, и должна быть определенная ответственность компаний за недопоставку топлива и задержку вывода НПЗ из ремонта», - подчеркнул Дмитрий Махонин.

Башнефть в июле выпустит на рынок 40-50 тысяч тонн бензина

 

Аи92 от 16.07.15

 

В Федеральной антимонопольной службе самым главным аутсайдером по обеспечению топливом внутреннего рынка назвали  компанию «Башнефть».

В прошлом году «Башнефть» приобрела сеть АЗС «Оптан», состоявшую из 90 заправок в Башкирии и соседних регионах, направив на эти цели 8,8 млрд руб. В этом году, по словам начальника управления контроля ТЭК ФАС России Дмитрия Махонина, компания сократила отгрузку для независимых участников рынка порядка 50 тыс. тонн автомобильных бензинов по сравнению с тем же периодом прошлого года.

В июне текущего года компания сократила производство автомобильных бензинов. Как рассказал журналистам Дмитрий Махонин, это было связано с новыми налоговыми изменениями: с начала года выросла ставка НДПИ, увеличилась экспортная пошлина на темные нефтепродукты, на мазут, и снизилась экспортная пошлина на светлые нефтепродукты. «Башнефть», в отличие от других нефтяных компаний, не имеет достаточной добычи. Поэтому компания закупает сырье для нефтепереработки, а также приобретает нефтепродукты у прочих лиц. Когда цена на нефть упала на международном рынке, но ставка НДПИ выросла в два раза, внутренняя цена на нефть выросла с 14 тысяч до 17-18 тысяч. Это означает, что у компании «Башнефть» стали больше затраты на нефтяное сырье. Когда снижается ставка на светлые нефтепродукты, то экспортный паритет становится более приоритетным, поэтому экспортный рынок также для компании выгоден. Поэтому «Башнетфть» сократила нефтепереработку и увеличила экспорт в первом квартале 2-15 года. 

По рекомендациям, выданным ФАС, сейчас компания полностью прекратила экспорт и в июле должна переработать на 200 тысяч нефтяного сырья больше, что даст 40-50 тысяч тонн бензина, который она выпустит на рынок. «Мы ждем, что в июле этот объем компенсирует недопоставку первого квартала», - подчеркнул Дмитрий Махонин.

 

ФАС не будет возбуждать дело против ЛУКОЙЛа из-за его действий на бирже

Информационное агентство России ТАСС от 16.07.15

 

ФАС России не видит оснований для возбуждения дела против ЛУКОЙЛа за действия компании в ходе биржевых торгов нефтепродуктами, рассказал журналистам начальник управления ТЭК ФАС РФ Дмитрий Махонин.

«На сегодняшний момент мы не имеем оснований для дальнейших наших действий в силу закона для возбуждения дела. Мы оснований не видим», - сказал он.

Махонин отметил, что действительно ведомству пришлось в начале июня выдавать компании предупреждение относительно исправления ситуации с продажами на биржевых торгах.

По его словам, сейчас на биржевых торгах ЛУКОЙЛа от сессии к сессии присутствует 2-4 покупателя нефтепродуктов, помимо собственных «сбытов». «Они там до сих пор присутствуют. Но законодательством не запрещено покупать /собственным «сбытам» - прим. ред./. Это означает, что ценовое предложение, раз иные участники рынка покупают товар, соответствует рыночной конъюнктуре, и компания в данном случае здесь ничем не отличается от других», - подчеркнул он.

Тем не менее, Махонин заметил, что «ведомство не собирается просто забыть про эту историю». «Мы будем постоянно наблюдать за биржевой торговлей компании и будем смотреть, как будет продолжаться», - уточнил он.

Как сообщалось ранее, 9 июня 2015 года ФАС России выдала предупреждение ОАО «ЛУКОЙЛ» о необходимости в срок до 22 июня 2015 года устранить признаки нарушения антимонопольного законодательства. По данным ФАС, компания навязывала контрагенту условия договора поставки нефтепродуктов, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора. Кроме того, экономически или технологически необоснованно отказывала либо уклонялась от заключения договоров /поставки нефтепродуктов/ с отдельными покупателями /заказчиками/ в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара.

По мнению ФАС России, действия ОАО «ЛУКОЙЛ» стали одним из факторов, повлиявших на повышение биржевой цены на нефтепродукты.

На бирже будет продаваться 3% добытой в стране нефти

Аи92 от 16.07.15

 

В настоящий момент готовится запуск биржевых торгов нефтью. Об этом вчера журналистам сообщил начальник управления контроля ТЭК ФАС России Дмитрий Махонин. 

По его словам нефть - это основной ресурс и необходимо развивать механизм внутреннего рынка нефти. Сейчас на стадии подписания нормативно-правовой акт ФАС с Минэнерго. В ближайшие несколько недель документ поступит на регистрацию в Минюст. 

Таким образом, до конца лета торги будут запущены в полном режиме. Ожидается, что на биржевых площадках будет реализовываться 3% от всей добычи нефти в стране – это порядка 18 млн тонн в год при добыче 530 млн тонн. Уже сейчас на бирже реализуется от 1 до 1,5 млн тонн нефти. Но, как отмечают эксперты, для оценки эффективности биржевых торгов нефть должно пройти два-три года.




Адрес:
СПБ, наб. Обводного канала, 93-а
Рейтинг@Mail.ru